Аlconautics: part of demography.narod.ru
Народная Алконавтика: лучшая часть Демографии России

| пиво | водка | портвейн | статистика | новости | мнения | факты | комментарии |

Потребитель отказывается от плохого пива

В следующем году темпы роста пивного рынка замедлятся почти в два раза. Главная причина – ухудшающееся качество пива, которое заставляет потребителей переключаться на слабоалкогольные коктейли и водку
Рынок пива в следующем году будет расти почти в два раза медленнее, чем в этом. Опрошенные РБК эксперты называют цифру в 10-11%. Симптоматично, что в конце прошлой недели президент пивоваренной компании «Балтика» Таймураз Боллоев даже заявил, что «у пивоваренной отрасли в России нет будущего при нынешнем отношении к ней правительства страны». По словам г-на Боллоева, «потребление пива снизилось, и этого не могло не случиться в стране, где крепкий алкогольный напиток - водка- стоит дешевле пива». Однако дело не только в дешевой водке - проблемы пивного рынка связаны также с низким качеством самого пива, а также растущей конкуренцией со стороны рынка слабоалкогольных коктейлей. 

Начиная с 1995 года производство пива неуклонно росло – за последние семь лет производство выросло более чем в 3,5 раза. Однако рост рынка замедляется, и многие аналитики уже говорят о достижении предела возможностей потребления пива в России. «Если в текущем году рынок пива вырос на 16%, то в 2003 году мы ожидаем менее 10%», -- прокомментировала ситуацию для РБК Ольга Капустина, старший консультант компании Gfk. Более оптимистичен аналитик UFG Алексей Кривошапко. «В следующем году объем рынка пива вырастет на 11,5% и достигнет 760 млн декалитров», -- сказал он РБК. 

Основные причины замедления рынка, по мнению аналитиков, это насыщение российского рынка, прежде всего, с точки зрения объема производимого пива. С другой стороны, существуют серьезные проблемы с удовлетворением спроса в средней и премиум категориях - не все позиционируемые в этих категориях марки отвечают запросам потребителей. В результате, до сих пор не сложилось устойчивой привязанности значительной части потребителей к определенным маркам. И основная причина здесь – достаточно посредственное качество выпускаемого пива. Потребители часто меняют предпочтения, особенно, часто в пользу новых марок, так как, наученные горьким опытом, ожидают от первых партий пива лучшего качества,чем от последующих. 

Основными «узкими местами» для производства качественного пива, по мнению специалистов, являются качество сырья, совершенство производственной технологии, качество тары, а также несоблюдение условий хранения и доставки у розничных продавцов. 

Ухудшение качества сырья на предприятиях происходило в основном из-за переключения с импортного солода на отечественный, доля которого на сегодня составляет около 40% в общем потреблении пивзаводов. После кризиса 98-го года многим предприятиям пришлось пойти на такой шаг, чтобы сократить издержки и удержать цену на низком уровне. В 1999-2001 году началось активное строительство российских солодовен, однако качество их продукции оказывалось худшим, чем у импортных аналогов. Качество тары, в конечном итоге, может сказаться на качестве продукции только из-за небрежного отношения к обработке стеклотары и для большинства отечественных предприятий это не актуально. Розничная торговля, по мнению и производителей, и аналитиков, также является «слабым звеном». У торговцев зачастую просто нет средств на оборудование, позволяющее хранить пиво в надлежащих условиях (+10 – 12 C). В результате, пиво перегревается или переохлаждается, что приводит к потере качества. Наиболее заметным ухудшением качества пива является выпадение осадка, но также происходит снижение пенистости, изменение вкусовых качеств. Производители в отдельных случаях передают соответствующее оборудование своим дистрибьюторам, но полностью обеспечить розницу они не в состоянии. 

Тем не менее, по мнению ряда участников рынка, основная проблема многих отечественных пивоваров – это «халтура» при производстве напитка. Для того, чтобы резко нарастить объемы и захватить больший объем рынка, пивовары часто «ускоряют» процесс брожения и варки пива, в результате чего вкус напитка получается менее устойчивым, а также снижается его пенистость. Для ускорения используются различные технологии, в том числе добавление субстрата риса. 

Проблемы с качеством пивного напитка уже привели к нескольким громким «пивным скандалам». Так, прошедшим летом Госсанэпидемнадзор и Госторгинспекция настаивала на том, что «Очаково» вовсе не «живительное», а отдельные сорта «Балтики», «Арсенального», «Патры» не соответствуют рецептам по своему физико-химическому составу. Пивовары пытались доказать обратное. Например, Очаковский комбинат заказал независимое исследование своей продукции Институту пивобезалкогольной промышленности и «Ростесту», которые не подтвердили наличие в пиве «Очаково» бензоата натрия. Правда, в данных организациях отказались прокомментировать РБК проблемы с качеством пива, сославшись на то, что работают по заказам. Возможно, в подобных условиях было бы рациональным проведение регулярной независимой экспертизы, иначе всегда будет возникать соблазн использовать подобное «заказанное» исследование в борьбе с конкурентами за долю рынка. 

В условиях, когда качество пива ухудшается через некоторое время после выхода на рынок новой марки, все больше разочаровавшихся в качестве пенного напитка потребителей, особенно тех, кто не является ценителем напитка, а употребляет его «для расслабления» (прежде всего, молодежь) переключаются на слабоалкогольные коктейли. «В дальнейшем будут выигрывать качественное пиво и качественные слабоалкогольные напитки», -- считает Ольга Капустина. По ее словам, «с развитием рынка слабоалкогольных коктейлей какая-то часть потребителей переключится на эту группу напитков». «Сами заводы пытаются играть на этой тенденции – например, «Балтика» выпускает ароматизированное пиво», -- говорит Ольга Капустина. Рынок слабоалкогольных коктейлей только начинает развиваться и на данный момент его объем равен около 2 млн декалитров, но темпы роста этого сектора рынка составляют не менее 15% в год 

Тем не менее, пока своим злейшим врагом российские пивовары считают все-таки не коктейли, а дешевую водку, стоимость которой эквивалентна двум бутылкам пива. Как сказал РБК один из участников рынка, «пивные скандалы являются прямым следствием мощного водочного лобби в стране». По его мнению, попытки приравнять пиво к алкогольным напиткам, а также введение более дорогих акцизов на пиво (в 2003 году вступает в силу закон об увеличении акцизов на пиво на 25%, а на этиловый спирт лишь на 14,8%) являются хорошими подтверждениями противостояния между пивоварам и водочными магнатами. Однако, пивовары сами ввязываются в этот конфликт, позиционируя пиво как массовый напиток и не уделяя должного внимания его качеству. В результате, качество большинства марок такое, что пивом можно только запивать водку. 

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"
Подписчикам РБК ежедневно доступны аналитические материалы по всем финансовым рынкам, в том числе по фондовому, кредитному и валютному рынкам.
Здесь Вы можете подписаться и ответить за качество 
Другое мнение о пиве и динамике рынков

обратная связь : | гостевая | написать письмо | форум |

Cтать спонсором Бесплатная раскрутка сайта


Хостинг от uCoz